Глава приднестровского государства встретился с зампредом российского Правительства, Спецпредставителем Президента РФ по Приднестровью Дмитрием Рогозиным. По возвращении из России Вадим Красносельский ответил на вопросы представителей приднестровских СМИ. Он рассказал, что в ходе московского визита выразил благодарность Дмитрию Рогозину и другим должностным лицам за весомый вклад в возобновление действия контракта между Молдавской ГРЭС и Молдовой. «Подача электроэнергии со стороны МГРЭС в направлении Молдовы запущена сегодня ночью. Возобновление работы говорит о начале стабильных отношений между электростанцией как экономическим объектом и Молдовой как потребителем. Когда в марте этого года контракт был сорван, вся информация была направлена Дмитрию Рогозину. Ему как Спецпредставителю Президента РФ в ПМР было поручено найти решение, и выход из сложившейся ситуации был найден», – сообщил Президент. По его словам, цена контракта между МГРЭС и «Энергоком» составляет 45 долларов за один Мвт/ч. «Но самое главное достижение – наличие чистого и открытого контракта, без посредников и серых схем. Данная цена нас устраивает: со схемами она была ниже, – отметил Президент. – Никто не гарантирует, что будет легко, но, несомненно, будет честно. Мы сторонники честных и открытых отношений – как в бизнесе, так и политике». Вадим Красносельский уверен, что происходящие события отразятся на состоянии приднестровской экономики, так как окажут влияние на уровень валютных поступлений в страну.
Помимо судьбы контракта МГРЭС, в Москве обсуждались и другие вопросы: как экономического характера, так и политической направленности, рассказал Вадим Красносельский. Затрагивалась, к примеру, тема выдворения из Молдовы российских дипломатов, четверо из которых являются членами Объединенной контрольной комиссии.
«Я убежден, что у некоторых политиков, в том числе участников формата «5+2», есть цель выдавить Россию и Приднестровье со всех площадок переговорного процесса либо заморозить его на неопределенное время. Принимаются какие-то решения, как, к примеру, установление постов, а потом нас ставят перед фактом. Что обсуждать, если это уже произошло? Мы выступаем за любой переговорный процесс в любом формате. И, конечно, необходимо использовать площадку ОКК. Ни в коем случае нельзя позволить парализовать ее работу. А высылка пятерых дипломатов, четверо из которых военные атташе, говорит о желании парализовать работу комиссии – действующего органа управления всей миротворческой операцией. Это в сложившейся ситуации опасно. России необходимо максимально оперативно принять решение и назначить новых военных атташе, чтобы не замедлять ход работы ОКК.
Что касается формата «5+2», то и здесь есть масса проблем. Мы традиционно выступаем за разморозку данного формата, за немедленный созыв данной площадки и обсуждения всех вопросов, от которых зависит жизнь простых людей, без установления предварительных условий. 30 марта я обратился к Игорю Додону с предложением направить совместное обращение к Действующему Председателю ОБСЕ Себастьяну Курцу о незамедлительном созыве данного формата. Молдавский президент вроде бы тогда согласился, но взял паузу, чтобы немного подумать и после подписать обращение. Отказа не было. Но сегодня уже 7 июня, а ответа Молдовы нет. О чем это говорит? О том, что Молдова не заинтересована в созыве формата «5+2»? Или этому мешают какие-то должностные лица? Или условия не те? Я уверен, что если бы было подписано заявление от президентов двух государств – сторон конфликта, Действующий Председатель ОБСЕ наложил бы резолюцию о созыве данного формата», – подчеркнул в беседе с журналистами Вадим Красносельский, отметив, что и сегодня настаивает на совместном обращении, которое послужило бы «гарантией созыва переговорного формата для обсуждения вопросов, значимых для простых людей».
Не остался без внимания представителей масс-медиа и анонсированный Кишиневом новый план по реинтеграции, который назвали планом «поощрения и принуждения». Вадим Красносельский рассказал, что и этот вопрос обсуждался в Москве, но лишь вскользь, так как, по его словам, не было смысла тратить драгоценное время рабочей встречи для обсуждения подобного рода «планов».
«Нас уже пробовали принуждать: и в 1992 году, и позже. Что из этого получилось, вы прекрасно знаете. Я хочу напомнить, что приднестровский народ состоит из людей разных национальностей и разного гражданства. Я как Президент Приднестровской Молдавской Республики представляю 220 тысяч граждан России, около 100 тысяч граждан Украины и более 200 тысяч граждан Молдовы. Не Президент Молдовы представляет их интересы, а Президент ПМР, выбранный именно этими людьми. Это принципиально. В России я также представляю 220 тысяч приднестровских россиян и приднестровский народ в целом. А заявления молдавской стороны о том, что они не бросят Приднестровье, потому что там проживают граждане Молдовы, не имеют под собой оснований. Извините, это что, мы опять возвращаемся к титульной нации? Молдавским политикам надо быть чуть аккуратнее и сдержаннее в своих посылах о реинтеграции. Давлением ничего не решить. Противодействие будет равняться прямому давлению на нас. Можно все, что угодно нанести на бумажный носитель, но, уверяю вас, это работать не будет.
За полгода президентства Додона и Красносельского со стороны Молдовы не наблюдается никакого позитива. Выставили посты. Блокируют Приднестровье. Чтобы продемонстрировать свою конструктивность, Приднестровье делает первый шаг, дав возможность и Молдове сделать шаг навстречу. Вы прекрасно знаете о наших инициативах: по прекращению уголовных дел, по упрощению миграционного процесса, по функционированию на территории Приднестровья школ с румынским языком обучения, по дубоссарским землепользователям, по налогам и оплате коммунальных услуг физическими и юридическими лицами Молдовы, которые находятся на территории Приднестровья. Мы реально пошли навстречу. Но с молдавской стороны воз и ныне там. Можно придумать все, что угодно, вплоть до эскалации конфликта, но это проблему не решит», – считает Глава Приднестровья.
Спрашивали журналисты и об отношении России к установлению совместных таможенно-пограничных постов Молдовы на границе ПМР, а также о вероятности оказания Российской Федерацией помощи Приднестровью в связи с потенциальными потерями, которые понесет республика с началом их работы. Вадим Красносельский проинформировал, что Россия не оставит Приднестровье без поддержки.